Перспективы взаимодействия стран, входящих в ЕАЭС

Перспективы взаимодействия стран, входящих в ЕАЭС

Комментирует председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин


- О чем говорили на сессии, посвященной перспективам взаимодействия стран, входящим в ЕАЭС?

«Интергация работает, есть определенный прогресс. Но, в то же время есть много сложностей, идет все очень медленно. Допустим, объем прямых инвестиций между нашими странами впервые за последние 4 года несколько увеличивался. Но, все равно, он остается в 17 раз меньше, чем прямые инвестиции других стран в страны ЕАЭС».

- Какие факторы на это влияют?

«Прежде всего, - сохраняющийся административный механизм, отсутствие благоприятно инвестиционного климата. Взаимные инвестиции между нашими странами: нафтегаз, цветная металлургия и только крупные предприятия. Средний бизнес в наши страны не идет потому, что он во многом завязан на местные власти, на губернатора, на административный ресурс. И здесь свободно прийти в Казахстан. Белоруссию и продавать свою продукцию или создавать дочерние предприятия остается довольно сложно».

- Если в рамках ЕАЭС такие проблемы, то в рамках СНГ они, наверное, еще больше?

«Да и здесь модно говорить о разных уровнях и разной динамике. ЕАЭС – более динамичная структура с более высокой степенью интеграции. Там зона свободной торговли несколько меньше, больше гибкости стран.

(Относительно) СНГ (есть) большой вопрос: в какой степени будет сохраняться эта организация, как она будет поспевать за темпами ЕАЭС?

- Скоро - к 2019 году - ЕАЭС должен создать единый энергорынок. – На какой стадии находится этот проект? Готовы ли нормативные и законодательные акты, страны их согласовали ?

«Сейчас у нас первая проблема – это Таможенный Кодекс. Т.е. все страны в прошлом году согласовали, подписали, - Белоруссия в последний момент (его) не подписала. Сейчас основная задача завершить ситуацию с таможенным кодексом. Единый энергетический рынок будет очень сложным».

- Вроде бы, предварительные договоренности уже есть, осталось только ратифицировать Белоруссии все вот эти новые налоговые нововведения.

«Да, вы правы, все предварительные договоры были, тем не менее, в последний момент Таможенный кодекс не был подписан белорусской стороной. То есть мы надеемся, что все формальности  будут соблюдены. То есть, принципиальные момент, вот, этот газовый спор, цены на газ, решены. Поэтому, на мой взгляд, сейчас все будет подписано, но все равно это сейчас свидетельство тех проблем, тех противоречий, которые есть между нашими странами, возможно из-за отсутствия какого-то механизма регулирования споров. То есть очень часто это идет в каком-то  конфронтационном режиме умения договариваться, нет умения слушать партнера, находить компромисс. Собственно, в этом и есть вся интеграция».

- Какова роль банковской системы, инвестиционных компаний в сотрудничестве и в развитии Евразийского экономического союза?

«Финансовая система –это основа интеграции, нужны общие инвестиционные проекты, общие торговые потоки поэтому, конечно, здесь главная задача нашего банка, поставленная Советом перед банком дофинансировать инвестиционные проекты, интеграционные проекты. Честно говоря, проектов не много. Сложно искать сейчас искать проекты особенно в сфере инфраструктуры общие проекты, но, тем не менее, что-то есть. Считаем очень важным продолжить транспортные проекты, например, дорога Казахстан- Россия построена через весь Казахстан, идет она от Китая до границ с Россией. Дольше все - бездорожье. Вот, сейчас очень важно эти транспортные коммуникации до границ Казахстана установить и мы сейчас рассматриваем несколько проектов: на территории Татарстана скоростные дороги, мы считаем и ЦКАД вокруг Москвы, очередная кольцевая дорога – это тоже часть магистрального этого пути, поскольку она позволит разгрузить Москву. То есть вот эти интересные проекты- мы на них смотрим. Есть по энергетике - переброски электричества».

- Обычно тех, кто ищет деньги, гораздо больше, чем тех , кто с деньгами ищет проекты. Почему на территории Союза мало проектов?

«Особенности нашего бизнеса в том, что это бизнес освоений капитальных вложений. Но, с точки зрения банка (главное) - это обеспечить возвратность, чтобы проект был эффективным, заработал, деньги вернулись и вернулись с плюсом. – С этим у нас значительно сложнее: не просчитана экономика, не учтены все риски, отсутствует решение юридических вопросов. - Типичная ситуация для наших проектов».

- А может недостаточно льгот и преференций инвесторам?

«Я не верю в льготы, важно создать общую систему, которая бы работала. (Потому, что) Бизнес ориентируется не на результат, а где можно получить какую-то льготу.

Источник: https://ria.ru/radio/

Другие материалы раздела
Первая полоса