В Верховную Раду Украины снесен закон об уголовной ответственности за отрицание Голодомора

В Верховную Раду Украины снесен закон об уголовной ответственности за отрицание Голодомора

Сенатор об уголовной ответственности за отрицание Голодомора: появления такого законопроекта в Раде – свидетельство невежества.


Историки ответят по закону. 24 января в Верховную Раду Украины внесен закон о введении уголовной ответственности за "отрицание факта правомерности борьбы за независимость Украины в XX столетии или Голодомора". Нарушителям грозит наказание  до пяти лет лишения свободы. Член комитета Совета Федерации по науке образованию и культуре, доктор исторических наук, профессор Виктор Кондрашин в эфире радио Sputnik рассказал - чем обернется для историков новая законодательная инициатива украинских депутатов.

«Этот законопроект направлен на прекращение всякой дискуссии по актуальным проблемам в XX веке. Закон этот коснется не только украинских историков, но и всех остальных по всему миру. В том числе, коснется и США, Европы, где есть очень много квалифицированных специалистов, которые не согласны с современной интерпретацией новейшей  истории России, которая сейчас навязывается ангажированными  историками и политиками Украины».

- Проблемы, которые переживала Украина в начале двадцатого века, сразу после Второй мировой войны – это объекты изучения на только украинских, российских историков, но и историков всего мира?

«Безусловно. Потому, что Украина оказалась в центре интересов. Это связано не только с ее ролью в истории России, но и с теми событиями, которые там происходили в XXвеке. Они касались всей истории Советского Союза, взаимоотношений его с другими государствами. Это и гражданская война, в которой в качестве интервентов участвовали европейские страны. Там возникала украинская государственность, там и коллективизация, и голод 1932- 1933 гг., и деятельность ОУН-УПА в годы Второй мировой войны. В целом, это связано с распадом Советского Союза и появлением новой Украины, в которой, к сожалению, ставка была сделана на идеологию  против России. Все эти важные и трагические события даются в антироссийском ключе с целью укрепления, как они считают, зарождения украинской нации. Ну, и закон этот – в этом же русле».

-Вы – автор многих трудов, посвященных голоду в тридцатые годы. А украинский законопроект призывает, чтобы признали это геноцидом украинского народа. Но украинские историки  не говорят, что пострадали не только украинцы, но и миллионы русских, казахов и представителей других народов. Мировое сообщество не признает трагические события тридцатых годов геноцидом украинского народа. Так что же, теперь и всему мировому сообществу грозит преследование за отрицание этого факта?

«Это была общая трагедия Советского Союза, и голод не выбирал народы. И каких-то серьезных документов в подтверждении теории геноцида не существует. Существуют косвенные документы, которые используют украинские историки. Существуют свидетельства очевидцев, голод был действительно страшным. Это была трагедия и украинцев, и других народов. Мы опубликовали 4 тома документов «Голод в СССР. 1929 –1934 гг., где доказали, что голод распространялся по всей территории Советского Союза и нарастал по мере усиления негативных последствий коллективизации и хлебозаготовок, и достиг своей кульминации в 1933 году в основных зерновых районах СССР. Украина относилась к их числу. Но точно такая же ситуация была в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Кубани. По большому счету в мировом научном сообществе нет сторонников украинской концепции Голодомора. Большинство известных ведущих западных историков, таких, как  Роберт Дэвис, Стивен Уиткрофт, Стефан Мерль и др. понимают, что это идея  исключительно идеологическая, политическая, и с помощью научных аргументов ее обосновать невозможно. Поэтому на последнем Конгрессе по экономической истории, который проходил в прошлом году в Киото, в Японии, я и профессор Мельбурнского университета Стивен Уиткрофт возглавляли секцию «Голод  1932-933 гг. в СССР». Если в предыдущие годы эта темы вызывала большой интерес, то в этот раз было мало участников, и все говорили: «все уже понятно, и сколько можно ее обсуждать»? Поэтому появления такого законопроекта в Раде – свидетельство невежества. Эта идея не разделяется западными, ведущими специалистами, а не только русскими. Её не признает никто из серьезных историков».

- Почему именно сейчас выступили с этой инициативой?

«Думаю, что это связано с внутренней обстановкой на Украине. Не наблюдается никаких экономических успехов на Украине, мы видим стагнацию и деградацию украинской экономки. Цель этого законопроекта – обвинить Россию во всех грехах и консолидировать те силы, которые настроены националистически. Это исключительно «внутренний продукт», который рассчитан на внутренних потребителей. Украина – не единый регион, там разные территории, где по-разному относятся к этим событиям. И самое интересное заключается в том, что больше всего за это выступают т.н. «западенцы». А они не голодали в 1932-33 гг., потому, что эта территория находилась в Польше. Но именно они больше всего на эту тему говорят. Поэтому главная причина такого законопроекта – попытка отвлечь украинцев от проблем, попытка напомнить о главном враге. Это чисто антироссийская акция. И ее автором является сын Шухевича,деятеля СС, который запятнал свои руки кровью в годы Второй мировой войны, когда силы добра были на стороне антигитлеровской коалиции, а силы зла – на стороне фашистской Германии. ОУН-УПА были на стороне фашистской Германии, поэтому инициатива с этим законопроектом - это дискредитация Украины».

- Какую оценку дают западные историки этим украинским мифам?

«Главным автором концепции голодомора был знаменитый английский историк Роберт Конквест, написавший на эту тему книгу «Жатва скорби». И, когда мы опубликовали документы, когда я ему прислал свою книгу, когда он прочитал  книги Дэвиса и Уиткрофта, он отказался от своих идей. И тогда украинские историки к нему ездили и потом объявили, что он стал старый, что у него с головой не все в порядке. А тот же знаменитый Джеймс Мейс, который является гуру этой идеологии (Голодомора – ред.).  Я с ним встречался на конференции в Виченце, в Италии, и Мейс мне сказал при свидетелях, что он не знал о том, что был голод в России. Получается, что даже основатели этой теории на Западе были, во многом, не осведомлены о реальных масштабах этой трагедии. Но, как люди умные, как ученые, они признали свои ошибки. Чего не хотят признать их  украинские коллеги, и идут в фарватере озлобленных и невежественных политиков, и делающих ставку исключительно на противостояние с Россией», - рассказал в эфире радио Sputnikчлен комитета Совета Федерации по науке образованию и культуре, доктор исторических наук,  профессор Виктор Кондрашин.
Источник: https://ria.ru/radio

Другие материалы раздела
Первая полоса