Кто они, ответственные за внутреннюю политику в регионах?

Кто они, ответственные за внутреннюю политику в регионах?

КГ «Полилог» и федеральная экспертная сеть «Клуб регионов» представили вторую часть исследования «Портрет ответственного за внутреннюю политику в регионах России».


Эксперты КГ «Полилог» и «Клуба регионов» проанализированы карьерные и образовательные треки, наличие социальных сетей и присутствие в медиа ответственных за внутреннюю политику в регионах России. Эксперты рассказали о том, нужно ли главным по внутренней политике иметь политологическое образование, обязателен ли опыт госслужбы и насколько на этой позиции необходима публичность. Исследование учитывало профильных заместителей губернаторов по внутренней политике, в случае отсутствия таковых — руководителей администраций.

Результаты исследования показали, что 39 специалистов из 89 имеют два и более высших образования (не считая повышения квалификации). Три специалиста со степенью Master of Рublic Administration (MPA), один — с Master of Business Administration (MBA). У 19 вице-губернаторов по внутренней политике есть научные степени. Доминирующими образовательными направлениями являются: юридическое (34), государственное и муниципальное управление (19) и педагогическое (14). У 13 руководителей внутрипола техническое образование (инженеры, аграрии, геологи).

При этом политологическое образование есть только у пятерых вице-губернаторов. Еще пятеро — менеджеры.

«Важно, безусловно, иметь высшее образование. Профильное образование является полезной опцией, но не базовым условием. Это связано с тем, что управление внутренней политикой не является четко очерченной сферой знаний, как, например, экономика, здравоохранение или строительство дорог. Здесь нужно иметь скорее высокий эмоциональный интеллект при базовом, наверное, все-таки гуманитарном, образовании. И вот эта связь — гуманитарное образование в базе и высокий эмоциональный интеллект — делают специалиста по внутренней политике более успешным, нежели представителя с другим набором компетенций», — отмечает Сергей Старовойтов, политолог, основатель и руководитель «Клуба Регионов».

Ярослав Игнатовский, генеральный директор аналитического центра «Политген» утверждает, что заместителю по внутренней политике полезно иметь образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», а в идеале он должен быть хорошим юристом, иметь представление о юридических аспектах деятельности органов власти и разбираться в избирательном законодательство, поскольку замы курируют и проведение избирательных кампаний.

Если говорить о предшествующих должностях, то большинство лиц, ответственных за внутреннюю политику пришли с госслужбы (42 человека), также по девять человек пришли из силовых структур, бизнеса и муниципальной службы.

Роман Моложон, руководитель департамента спецпроектов КГ «Полилог» считает, что опыт государственной службы для кандидата на должность вице-губернатора по внутренней политике и особенно для главы администрации желателен.

«Такой человек во многом выстраивает шестерёнки работы всего аппарата, позиционирования региональной и муниципальной власти, и без знания процедур успеха на этой позиции добиться крайне сложно. Еще лучше, когда главный по внутрянке изначально работал в регионе назначения. Знание поля, ключевых игроков, сильных и слабых сторон местных элит позволяют быть в выигрышной позиции», — говорит Роман Моложон.

Эксперт добавил, что не стоит закрывать дорогу специалистам из политтехнологической среды. При наличии сильного и опытного внутриполитического департамента губернаторы могут пригласить на эту должность «вольного хлебопашца», который добавит креатива в работу внутриполитического блока.

«Вице-губернатор в сетке табеля о рангах — величина. Человека с улицы тяжело назначить. Всегда нужно, чтобы он соответствовал занимаемой должности по образованию, опыту, уровню квалификации. Помимо задач политтехнолога там есть и задачи вице-губернатора — понимать, как взаимодействуют отделы и управления, иметь необходимые параметры для назначения на должность. Поэтому с госслужбы легче прийти на этот пост. Назначение политтехнологов — это единичные случаи, не тенденция», — считает Илья Гращенков, генеральный директор Центра развития региональной политики.

Медийность присуща не всем вице-губернаторам. В период с 01.04.2023 по 26.05.2023 среднее значение медиаиндекса по корпусу — 1361,17, а вот медианное лишь 360,1. В пятерке самых медийных — Сергунина Наталья (Москва), Пиотровский Борис (Санкт-Петербург), Чемезов Олег (Свердловская область), Гнеушев Андрей (Нижегородская область), Гуськов Игорь (Ростовская область).

Почти 40% ответственных за внутреннюю политику (35 человек) не ведут социальных сетей (или, вероятно, зарегистрированы в них не под своими именами) и каналы в мессенджерах. Женщины представлены в соцсетях лучше мужчин, 8 из 9 ведут хотя бы одну социальную сеть.

Светлана Платонова, заместитель руководителя департамента спецпроектов КГ «Полилог» отмечает, что главный по внутрянке не обязан вести публичные страницы, развивать личный блог и показывать примеры открытости, «но всегда есть «но».

«Такой человек находится практически на вершине региональной вертикали власти и поэтому обязан обладать максимально прокачанными коммуникационными скиллами и уметь общаться с людьми в разных ситуациях: от разговора со сторонником в кабинете до контакта с протестующей толпой на митинге. Так что публичность — не главное, а вот умение грамотно вести себя на публике — необходимость», — говорит эксперт.

Политтехнолог Анна Федорова также считает, что публичным должен быть всегда глава исполнительной власти — глава района, города, губернатор, а для ответственного за внутреннюю политику это не обязательно.

«В нашей политической культуре люди ценят возможность напрямую обратиться, как они считают, к главному. Точно так же обязательно должны быть каналы обратной связи у министерств и ведомств, то есть либо должна быть возможность написать в свой региональный кабмин: в Минстрой, в Минздрав — куда угодно, и получить ответ. А в цех, который занимается внутренней политикой, — не так уж на самом деле много общественных запросов. О чем может спрашивать рядовой житель у зама во внутриполу? Но ничто не мешает ему вести, условно, ВКонтакте, где он будет постить фотографии с рыбалки. То есть, какие-то личные вещи. Но совмещать жизнь в соцсетях с работой этим специалистам совсем не обязательно», — добавляет Федорова.


Другие материалы раздела
Первая полоса