В Ингушетии продолжаются акции протеста против соглашения властей республики о новых границах с Чечней. 26 сентября главы Чечни и Ингушетии Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров подписали соглашение о закреплении границы между регионами. Республики обменялись нежилыми территориями Надтеречного района Ингушетии и Малгобекского района Чечни. Границы не были четко установлены со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году. Решение территориального спора между Чечней и Ингушетией – филигранный механизм, рассказал в эфире радио Sputnik кандидат политических наук, политолог, доцент кафедры истории Московского Государственного Института Культуры Артур Атаев.
«Фактическое размежевание Чеченской и Ингушской республик из единого автономного пространства, бывшего СССР, произошло не так давно, в 1992 году. До этого два субъекта были одним целым. У всех без исключения руководителей и Чечни, и Ингушетии – Завгаева, Кадырова-старшего, Кадырова, Зязикова, Аушева, нынешнего главы Ингушетии Евкурова – механизмы разрешения территориального вопроса совершенно разные. У пары Евкуров – Кадыров принцип решения территориального вопроса имеет совершенно новую, качественную составляющую. Это действительно новелла для Северокавказского региона, чтобы вопрос был решен так бескровно, фактически на высоком политическом уровне с помощью серьезного посредника, полномочного представителя президента России в Северо-Кавказском федеральном округе. Этот договор – филигранный механизм решения территориального вопроса на Северном Кавказе», – рассказал Артур Атаев.
Протесты идут против главы Евкурова и его политической составляющей, как лидера, – считает политолог.
«Сами территории, принцип решения территориального спора не затрагивает личных интересов. Произведен обмен ненаселенными территориями, это фактически предгорная, лесистая местность. Это противостояние конкретному лицу, его политике умиротворения, которая направлена на локализацию радикального подполья и на локализацию экономических элит, которые разворовывали бюджет. Официальная граница между Чечней и Ингушетией с юридической точки зрения в условиях Северного Кавказа абсолютно не важна. Это важно ментально и социокультурно. Такой формулы до сих пор не применялось, прецедента не было, это плод долгих размышлений и поиска формулы решения конфликта, у которого были предпосылки перерасти в горячую фазу. В нынешних условиях это было больше выгодно Евкурову для укрепления лидерских позиций главы», – считает Артур Атаев.