Кого разбудили «Спящие»

Кого разбудили «Спящие»

Простит ли режиссера Быкова широкая либеральная общественность?.. Ведь он так надрывно и публично покаялся...


Прошедший в октябре на Первом канале фильм режиссера Быкова многие зрители сразу не посмотрели, а начали интересоваться вопросом уже только после шумихи, поднявшейся в связи с достаточно странным публичным покаянием самого режиссера перед коллегами родного ему либерального сегмента медиа.

Главную порцию топлива в костер вполне себе вялотекущего скандала подбросил оскароносный Михалков в своем «Бесогоне» – Никита Сергеевич провел великолепную параллель между нашим Быковым и заокеанским Тарантино, подчеркнув всю явную несуразность и избыточность извинений нашего режиссера посредством проецирования уже сложившейся ситуации на его американского коллегу.

Признаемся, именно этот выпуск михалковской передачи и подтолкнул нас к внепланово срочному интернет-просмотру данной отечественной работы, при том, что уже имевшееся впечатление от «Дурака» и «Метода Фрейда» позволяло рассчитывать на небезполезную трату времени.

На оптимистичное предвкушение настраивали и анонсированный жанр общественно-политического триллера, и известные имена сценариста Минаева («Духлесс») и Федора Бондарчука как продюсера сериала, и, кроме того, известная финансовая политика «Первого», всегда достаточно щедрого на визуальное оформление собственных проектов.

Увы, наш оптимизм оказался явно чрезмерным.

Конечно же, мы и не рассчитывали на полновесный голливудский экшн (нет пока что таких традиций в отечественных реалиях) да и во всех предыдущих работах Быкова активное действие всегда было лишь разумным внешним фоном для реализации напряжённого психологизма внутренней динамики развития сюжета.

Увы, здесь и фон оказался малодостоверным, и с глубиной психологизма тоже как-то совсем не задалось – разочаровал и откровенный схематизм любовной линии картонного полковника ФСБ и его бывшей университетской пассии, ныне богемной галеристки с вечным выражением тотального недовольства на изрядно потраченном временем лике когда-то записной красотки.

Разочаровал и якобы откровенный непрофессионализм оперативных сотрудников ФСБ, не способных-де исполнить элементарный полицейский разворот или просто протаранить машину убегающего от них шпиона.

Впрочем, вряд ли здесь режиссер экономил бюджетные средства на дорогих иномарках, ведь работа ФСБ и в других эпизодах показана в достаточно убогом свете – так, у них не возникает даже мысли о предателе в составе собственной оперативной группы, хотя всех важных свидетелей убивают за считанные минуты до приезда оперативников, при том, что сами оперативники выезжают за этими свидетелями практически немедленно после их установления, то есть вся информация утекает практически моментально.

Да и вообще, довольно странно звучат некоторые мнения о том, что Быков снял хвалебный фильм о современных чекистах, по поводу чего, дескать, и было принесено его горячее покаяние.

Ничего подобного в сериале нет.

Есть абсолютно схематические и солдафонские образы, грозная игра желваками или трагические изломы бровей на часто чрезмерно затянутых крупных планах, и явно бредовые примеры из «практической» работы – к примеру, можно ли всерьез воспринимать показанные эпизоды «взаимодействия» сотрудников ФСБ и министерских чиновников, когда последние просто «футболят» оперативников, снисходительно обещая им ответы «через пару суток»?

Нам представляется, что никаких похвал современным российским чекистам в фильме нет и в помине, совсем даже напротив, слова «гэбня» и «фээсбэшники» всегда звучат с явно негативно-презрительным оттенком и любые положительные оценки о работе ФСБ всегда исходят от самих чекистов, а посторонние о них ни одного доброго слова не произносят за все восемь серий экранного времени.

Таким образом, работа ФСБ показана Быковым отнюдь не комплиментарно, а, по нашему мнению, откровенно неуважительно и даже уничижительно.

Но почему же тогда режиссер Быков впал в столь неуемное публичное раскаяние, что даже пообещал уйти из профессии, если никакого гимна «кровавой гэбне» в фильме просто нет?

Можно представить себе какому жесткому давлению вплоть, вероятно, до открытого остракизма подвергли режиссера его либеральные коллеги «по цеху», чтобы взрослый и давно состоявшийся профессионал вдруг просто зарыдал, запричитал и начал размазывать сопли на весь мир...

Истинная причина этой атаки на Быкова и его скоропалительного самобичевания заключается, на наш взгляд, в случайной правдивости показа нравов и умонастроений нынешней либеральной интеллигенции, которую мы видим во многих эпизодах фильма.

Для Быкова, как для старинного и уважаемого члена этой тусовки, давно являются органичной частью его личной действительности все достоверно и сочно показанные в фильме нравы, мнения, оценки и повседневное поведение этой публики.

Как действительно талантливый художник, Быков просто мастерски отразил этот срез сегодняшней действительности без каких-либо дополнительных оценок, это для него была просто ординарная декорация той жизни и тех нравов, к которым он сам давно привык и в которых не видел ничего негативного или предосудительного.

И неожиданно оказалось, что даже на фоне откровенно неприязненно и убого прорисованных «гэбистов», цвет нашей «интеллектуальной элиты», вынужденной в муках и отвращении терпеть «эту страну» между периодами настоящей их жизни в Парижах и Ниццах, выглядит откровенно неприглядно.

И «спящие» проснулись.

Другие материалы раздела
Первая полоса