О какой свободе слова скорбит Запад

О какой свободе слова скорбит Запад

История Charlie Hebdo  -- «Провокация — это наш хлеб насущный».


Теракт 7 января вызвал настолько мощную и молниеносную реакцию во всём Западном мире, что невольно возникает ощущение заранее подготовленного и отрежиссированного действия, в котором все участники четко знают свое место и реплики.

Так, представители самых различных политических сил Франции дружно проявили полное единодушие, заявив, что Франции и её демократическим ценностям -- в первую очередь свободе слова и печати – объявлена террористическая война, и что наилучшим ответом на это будет национальное единство «перед лицом терроризма и варварства». Политики самых разных калибров, от Папы Римского до Генерального секретаря ООН, немедленно поддержали эту позицию, охарактеризовав теракт как «варварское преступление». Во многих странах синхронно начались очень похожие хорошо срежессированные акции Jesuis Charlie («Я Шарли»), участники которых были одеты в одинаковые футболки и несли одинаковые плакаты.

При этом никто на Западе после парижской трагедии даже не высказался по поводу ставших нормой извращённых представлений о современной «свободе слова», которая, наряду со свободой публичной клеветы, сопровождается еще и опасной безответственностью, несущей в конечном счёте прямую угрозу жизни многих людей и гражданскому миру.

Журнал Charlie Hebdo всегда олицетворял именно такую свободу слова и печати.

Основанный в 1970 году левыми журналистами как публичных орган «революционной критики» (какое знакомое словосочетание, не правда ли?), Charlie Hebdo пережил второе рождение в 1992 году, когда редакцию возглавил Филипп Валь, последователь сиониста Бернара Анри-Леви, сыгравшего заметную роль в эскалации напряжённости в Ливии, а затем на Украине. С тех пор фирменным знаком редакционной политики Charlie Hebdo стали неустанные оскорбления религиозных чувств мусульман и католиков.

Первый громкий скандал вокруг Charlie Hebdo разразился в 2006 г., когда этот еженедельник опубликовал серию карикатур на пророка Мухаммеда, взятых из датской газеты Jyllands-Posten. Эта публикация вызвала настолько мощную волну негодования и многочисленные протесты последователей ислама, что многие мусульманские организации провели акции протеста с требованиями запретить провокационный номер, однако у сатирического издания оказались настолько мощные покровители, что скандал удалось замять.

Однако, в 2008 году этот журнал, выступающий за свободу слова и печати, был обвинен именно в нарушении свободы слова. С таким иском против журнала в суд обратился 79-летний ветеран французской сатиры Синэ, который (кстати, коммунист и воинствующий атеист) был уволен из Charlie Hebdo за антисемитскую карикатуру на сына тогдашнего президента Жана Саркози.

«Жан Саркози – достойный сын своего отца, он делает блестящую карьеру, а суд едва не наградил его аплодисментами после несчастного случая на дороге, когда он стал причиной ДТП и скрылся с места преступления», – говорилось в подписи к опубликованной в Charlie Hebdo карикатуре. Художник жестко высмеял его помолвку с наследницей крупнейшей французской сети бытовой техники Darty Джессикой Сибун-Дарти, назвав жениха “беспринципным оппортунистом”, готовым ради выгодного брака принять иудейство.

Главный редактор Charlie Hebdo, после публикации карикатуры получил, вероятно, столь серьезное «вышестоящее вразумление», что немедленно назвал картинку "мелочной и лживой" и потребовал, чтобы Синэ публично отказался от нее.

"Скорее я отрежу себе яйца!" – ответил Синэ, и был благополучно уволен по – внимание! -- обвинению в антисемитизме. Причем решение журнала радостно поддержали Международная Лига против расизма и антисемитизма (LICRA), а также еврейские организации Франции.

Карикатуру Синэ раскритиковала тогда и министр культуры Франции Кристин Альбанель, как "отражение древних предрассудков, которые должны исчезнуть раз и навсегда", почему-то позабыв один из любимых либеральных тезисов, о том, что свобода слова и печати не знают запретных тем для обсуждения. Однако, как показала история с сыном Саркози -- знают и причем очень хорошо.

В 2009 году главным редактором Charlie Hebdo стал Стефан Шарбонье («Шарб»), который активно продолжил генеральный курс журнала на разжигание чувств ненависти и антифранцузских настроений среди мусульман. Во время развязанной Западом войны против Ливии Charlie Hebdo беспощадно и цинично высмеивал всех тех, кого бомбила авиация стран НАТО. Как написал один из исследователей, «Шарли был типичным органом пропаганды военного времени, когда карикатура на врага является классикой».

Своё кредо Стефан Шарбонье излагал предельно откровенно и безо всякого стеснения: «…мы стараемся заниматься провокациями каждую неделю. Провокация — это наш хлеб насущный». При этом свой журнал он пафосно именовал «последним обломком независимой прессы».

В 2011 г. редакция Charlie Hebdo впервые подверглась нападению – её забросали бутылками с зажигательной смесью, в результате чего в здании редакции возник сильный пожар. Случилось это именно в ту в ночь, когда должен был выйти очередной провокационный номер с названием «Шариат Эбдо», редактором которого был указан – ну, разумеется! -- пророк Мухаммед.

Карикатуры против христианских ценностей и святынь также публиковались регулярно – так, например, похабно высмеивалась Святая Троица, которая изображалась в виде трех гомосексуальных персонажей, сливающихся в «соответствующих» объятиях.

В 2012-м и 2013 году в журнале неоднократно публиковались очередные карикатуры на Мухаммеда, с осуждением которых выступали уже не только многочисленные религиозные организации, но и представители политических партий.

В последнем номере, вышедшем 7 января, в день, когда Шарбонье и его коллеги были расстреляны из автоматов прямо в редакции, Charlie Hebdo поместил очередную провокационную картинку, где был изображён джихадист, который на реплику «Во Франции уже давно не было терактов» отвечает: «Подождите до конца января…»

Наверное, это не конец спектакля


Другие материалы раздела
Первая полоса