Почему «Татьянин День» -- день рождения МГУ и праздник студенчества

Почему «Татьянин День» --  день рождения МГУ и праздник студенчества

Московскому Университету исполнилось 250 лет. Поздравляем!


«Да здравствует Татьяна, Татьяна, Татьяна,
Вся наша братья пьяна, вся пьяна
В Татьянин славный день!».

Если выбирать из ближайших святых, чья память празднуется в соседние дни с днем рождения Московского Университета (о традиции празднования именин мы рассказывали), то, вероятно, наиболее подходящей на роль покровительницы студентов была бы святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии (память 27 января).

Просветительница! – тут ведь и комментариев особых никаких не требуется – чем не достойная покровительница для студентов, которым пока определено всесторонне просвещаться во время обучения, а далее уже и самим нести этот просветительский факел по всей последующей жизни.

Однако именно на 25 января (12 января по старому стилю) приходились именины Татьяны, матери тогдашнего фаворита императрицы Елизаветы Алексеевны графа Ивана Ивановича Шувалова и, по мнению историков, хитрый фаворит искусно воспользовался выбранной им датой, чтобы предоставить императрице возможность «не отказать» в столь приятной возможности сделать любимому фавориту запрошенный им подарок.

«Дарю тебя университетом» - сказал И.И. Шувалов своей матушке после подписания указа, однако, как показало время, этот подарок оказался более великим даром запечатления в российской истории имени и матери Шувалова Татианы, и имени самого Шувалова.

Иногда Шувалова упрекают в том, что он, якобы, присвоил себе авторство всех образовательных проектов, разработанных Ломоносовым, и потому несправедливо именуется отцом-основателем Московского Университета, но это явно надуманное обвинение из советских времен, когда рыбацкого сына и пролетария Ломоносова прославляли из соображений идеологических.

В 1754-м году Михаил Васильевич Ломоносов составил записку «О исправлении Академии», в которой с горечью писал о том, что в Академии ничего не делается для подготовки русских учёных, что вся учебная работа развалена, а за последние семь лет «ни один школьник в достойные студенты не доучился». Отсюда Ломоносов приходит к мысли о создании самостоятельного и независимого от Академии университета, двери которого были бы открыты для учащихся всей страны, а при новом университете предлагает одновременно устроить и гимназию, которая была бы способна готовить будущих студентов: «При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян».

Сама идея создания в России Университета и гимназии, причем доступных также и для детей крестьянских и посадских, была революционной, так как еще с петровских времен было принято обучать детей российской знати в западных учебных заведениях, к чему их готовили домашние репетиторы, выписанные тоже из-за границы, а об обучении прочих сословий и речи не было.

Ломоносов писал: «Во всех европейских государствах позволено в академиях обучаться... всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей, хотя там уже и великое множество учёных людей. А у нас в России при самом наук начинании, уже сей источник регламентом по 24-му пункту заперт, где положенных в подушный оклад в университет принимать запрещается. Будто бы сорок алтын столь великая и казне тяжёлая была сумма, которой жаль потерять на приобретение учёного природного россиянина».

Таким образом, инициатором и идеологом создания Университета был, конечно же, М. В. Ломоносов, но многочисленные документы свидетельствуют о том, что без поддержки высокопоставленного чиновника и фаворита императрицы графа И.И.Шувалова ничего бы не получилось, причем граф И.И.Шувалов не только “пробивал” проект в высших инстанциях, но и во многом взвалил на себя всю организацию дела.

Назначенный высочайшим Указом как куратор Университета, И.И.Шувалов лично подбирал профессоров и студентов, устроил при университете не только гимназию, но и типографию, а также добился для университета автономии от местных властей (Университет подчинялся непосредственно Правительствующему Сенату) – даже по сегодняшним меркам легко себе представить степень противодействия, которую ему пришлось преодолеть.

На открытие Университета именно в Москве, а не в Петербурге или каком-либо другом городе России, решающее влияние оказал М.В.Ломоносов, чьи соображения, которые принял Шувалов, были изложены в указе в пяти пунктах, обосновывающих преимущества Москвы:
«…Установление оного университета в Москве тем способнее будет:

-- Великое число в ней живущих дворян и разночинцев;

-- Положение оной среди Российского государства, куда из округ лежащих мест способно приехать можно;

-- Содержание всякого не стоит многого иждивения; Почти всякой у себя имеет родственников или знакомых, где себя квартирою и пищею содержать может;

-- Великое число в Москве у помещиков на дорогом содержании учителей, из которых большая часть не токмо учить науке не могут, но и сами к тому никакого начала не имеют, и только чрез то младые лета учеников и лучшее время к учению пропадает, а за учение оным бесполезно великая плата дается… »

Первоначально у Московского Университета не было собственного здания, как и собственной домовой церкви. На первых порах он разместился в старинном здании Земского приказа около Воскресенских ворот на Красной площади (теперь на этом месте Исторический музей), а праздничный молебен в день открытия Московского Университета 26 апреля 1755 года и первые богослужения по поводу университетских торжеств проходили в соседнем Казанском соборе.

В 1760-1790-х годах учебные помещения были переведены на Моховую улицу в новый “университетский” квартал, образовавшийся на месте выкупленных у прежних владельцев -- князей Волконского, Репнина и Борятинского -- 7 барских усадеб и 2-х церковных погостов. Окончательно же МГУ переехал на Моховую после окончания строительства (1786-1793) Главного корпуса (архитектор Матвей Казаков). В 1791 году в левом флигеле возведенного Казаковым главного здания университета митрополитом Платоном была освящена первая университетская домовая церковь во имя святой мученицы Татьяны, которая сгорела в пожаре 1812 года.

Вновь открылась университетская церковь в 1817 году на втором этаже соседнего с университетом храма святого Георгия Победоносца на Красной горке. Именно здесь, в новоосвященном Татьянинском приделе Георгиевского храма, студенты Московского университета присягали великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в 1825 году. И здесь же, в Татьянин день 1831 года, совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве.

В 1832 году император Николай I купил для университета усадьбу Пашковых на той же Моховой, а в 1836 году русский архитектор Е.Тюрин перестроил часть усадьбы (пашковский флигель) для Татьянинской церкви и 25 сентября 1837 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил новую домовую церковь Университета в присутствии министра просвещения С.Уварова.

С этого времени каждый год 25 января в университетской церкви торжественно служили праздничный молебен с акафистом святой мученице Татьяне. После обедни все шли в актовый зал на Моховой, где проходила официальная церемония празднования Татьяниного дня, а потом уже начиналась студенческая вольница на московских улицах. В тот день в престижном ресторане «Эрмитаж» на Трубной спешно скатывали ковры и посыпали полы опилками, вместо изящных стульев ставили лавки и сдвигали столики вместе, а подавали только холодные закуски, водку и дешевые пиво и вино, поскольку главное праздничное пиршество студентов традиционно проходило там.

Кстати, был указ полиции не подбирать подвыпивших студентов с тротуаров, в это время к студентам было запрещено прикасаться городовым, а подобрать их могла только внутренняя служба Московского университета, которая бережно относила их в Университет, где на полах в этот день заранее стелили рогожу, чтобы студенты не повредили полы.

Это был, конечно, очень веселый праздник братания профессоров и студентов – так, было вполне нормальным, что когда профессор запрыгивал на стол и читал стихи студентам, то студенты могли его стащить, сами вскочить на стол и читать дальше стихи. Но в начале XX века, примерно в 1910 году, этот праздник был запрещен градоначальником Москвы, поскольку он счел, что студенты проявляли слишком много вольности в этот день.

При советской власти считалось, что этот праздник – пережиток, и он не праздновался вплоть до 1992 года, когда был возрожден руководством Университета, а с 2005 года этот день в нашей стране стал отмечаться как официальный «День российского студенчества» (Указ Президента РФ №76 от 25.01.2005 г.)

Другие материалы раздела
Первая полоса