Святая великомученица Татиана (Римская)

Святая великомученица Татиана (Римская)

25 января – «Татьянин День» - истоки и современность.


Святая мученица Татиана родилась в начале третьего века от Рождества Христова.

Семья Татианы была очень знатной – достаточно сказать, что её отец трижды избирался на пост консула, который был одним из высших постов в Римской империи и в текущей табели о рангах может быть приравнен к посту председателя Государственной Думы.

Имя отца Татианы до нас не дошло, однако известно, что он был тайным христианином и воспитал свою дочь в христианской вере, преданной Богу и Церкви. Поэтому, по достижении совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж, а все свои силы посвятила делам Церкви и вскоре была поставлена диаконисой в одном из римских храмов.

Сан диакониссы, как определенного аналога сана диакона для священства мужского пола, и, соответственно, одной из степеней церковного клира впервые упоминается в «Дидаскалии апостолов» (1-я половина III века), где описаны и их основные функции (Didasc. Ap. 16. 3): помощь при Крещении женщин (помазание их по всему телу св. елеем и восприятие от крещальной купели), посещение женщин в их домах с целью оказания помощи в болезни и проч. (так как делать все это диакону-мужчине не вполне прилично и разрешается, согласно «Дидаскалии апостолов», лишь в случае отсутствия диакониссы, участие в общении епископа с женской частью общины — все эти стороны служения диаконисс близки к служению диаконов-мужчин в ранней Церкви, но, в отличие от мужчин-диаконов, диакониссы не имели никаких специальных функций за общественным богослужением.

Возможно, на распространение чина диаконисс оказал влияние закон императора Лициния от 324 года (текст закона не сохранился, но он упоминается Евсевием - Euseb. Vita Const. 1. 53. 1), где запрещено мужчинам молиться вместе с женщинами, а женщинам - посещать «училища добродетели».

В литургико-каноническом памятнике, известном как «Апостольские постановления» (составлены около 380 года), названы те же функции диаконисс, что и в «Дидаскалии апостолов»: помощь при Крещении женщин (Const. Ap. III 2. 15–16), преподание лобзания мира женской части общины во время литургии (согласно «Апостольским постановлениям», лобзание мира совершалось отдельно мужчинами и женщинами; лишь в конце диакон целовал диакониссу в знак всеобщего единства), а также поддержание порядка в женской части храма во время службы (Const. Ap. II 7. 57–58)

Прямыми функциями диаконис также были передача любых исходящих от женщин просьб к епископу и сопровождение женщин при визитах к нему (Const. Ap. II 4. 26), им же предписывалось обеспечивать распределение пожертвований среди нуждающихся женщин (Const. Ap. III 1. 14).

В «Апостольских постановлениях» приведены предъявляемые диакониссе высокие нравственные требования (Const. Ap. III 1. 15; 3. 2. 19), а также выписана молитва на поставление диакониссы (Const. Ap. VIII 20). Таким образом, согласно этому памятнику, служение диакониссы было сходным со служением диаконов, но было обращено исключительно к женской части общины и не имело внешнего сакрального выражения во время общественного богослужения.

В конце IV века свт. Епифаний Кипрский свидетельствовал о том, что, хотя «в Церкви существует чин диаконисс, он [установлен] не для священнодействия и не для поручения [диакониссам] чего-либо подобного, но [лишь] ради охранения чести женского пола или во время Крещения, или при надзоре за страданием или болезнью, [да] и [просто] во [всех] случаях, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диакониссой, которая в необходимый момент получает повеление от священника заботиться о женщине при обнажении ее тела, каковое надежно охраняется установленным в Церкви в соответствии с мерой канона строгим чином [диаконисс]. Ибо слово Божие не позволяет женщине ни «в церкви глаголати», ни «властвовати над мужем»» (Epiph. Adv. haer. 79. 3).

Таким образом, мы видим, что непорочная жизнь диаконисы Татианы была наполнена служением, молитвами и постоянной помощью всем нуждающимся.
В 222-235 годах Римом правил император Александр Север, о котором известно, что он получил хорошее воспитание, был всесторонне одаренной личностью, прекрасно рисовал, пел, играл на разных инструментах, был хорошим борцом, а на трон взошел в 13-летнем возрасте, будучи жрецом бога солнца в г. Эдессе.

Ввиду молодости нового императора вся власть на некоторое время сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана (170-228), который был начальником городской крепости и, как говорят сегодня, управлял всеми силовыми структурами города. Кстати говоря, Домиций Ульпиан остался в истории более известным не как непримиримый гонитель христиан, а как один из виднейших римских юристов, чьи труды стали неотъемлемой частью римского права.

Однако именно Ульпиан издал приказ о насильственном обращении сторонников Христа в римскую религию и преследования христиан охватили всю империю, христианская кровь полилась реками не только в городе, но и во всех провинциях империи.

Схвачена была и диакониса Татиана, которая никуда не скрывалась.

Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, что было частью обряда насильственного обращения, Татиана помолилась -- и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и обломками придавило жрецов и многих собравшихся вокруг язычников, причем бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, и все видели пронесшуюся по воздуху тень.

Тогда стали бить святую деву и выкололи ей глаза, но она терпела все мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи.

И Господь внял молитвам Своей рабы -- палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и ими услышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все палачи Татианы (а их было в тот раз восемь человек) немедленно уверовали во Христа и пали к ногам святой девы, прося прощения и умоляя отпустить им их грех против нее. За исповедание себя христианами они были схвачены, заточены в темницу, подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью.

На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось неземное благоухание. Новый состав палачей почувствовал полное отсутствие сил и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, причем девять из них тут же умерли.

Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с Ангелами воспевала хвалы Господу.

Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на языческий суд. Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане. Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Святая Татиана перекрестилась и стала молиться, - и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила языческого идола, приготовленные жертвы и самих жрецов.

Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились Ангелы Божии и исцелили ее раны.

На следующий день святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва, однако свирепый зверь не только не коснулся святой, но, напротив, стал кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать обратно в клетку, и тут он растерзал одного из мучителей.

Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице.

Тогда язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее, по их мнению, волшебной силы, и заперли Татиану на несколько суток в храме Зевса.

Но силы Божией нельзя отнять никакими волхвованиями – когда на третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы, то они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, по-прежнему радостно воспевающую Имя Господа Иисуса Христа.

Поскольку все возможные пытки уже были испробованы и не дали результата, то Татиане вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом.

Сообщается, что вместе с ней, как христианин, был казнен и её отец, открывший дочери истины веры Христовой.

Прим.: Использованы материалы официального сайта Московского Патриархата

Другие материалы раздела
Первая полоса