" />

Индейцы Америки в 20-21 веках: самобытность против «цивилизованности»

Индейцы Америки в 20-21 веках: самобытность против «цивилизованности»

История Америки знает не мало зафиксированных случаев уничтожения "диких" индейцев, как считали пришлые белые люди. На этом и строилась демократия для избранных.


Ни в одной сфере жизни реального мира, в том числе и на политической арене, не бывает идеальных игроков. Каждая страна, так или иначе имеющая весомую роль в современной политике, шла к своему сегодняшнему состоянию через завоевания, гражданские войны, суровые законы и смертельные битвы. Для американского народа исторической основой современной демократии стала многовековая борьба за территорию с ее коренными жителями – апачи, навахо и другими индейскими племенами. Разность в обычаях, традициях и мироощущении между аборигенами и колонизаторами с самого посещения новой земли Колумбом стала причиной, по которой завоеватели веками изгоняли местное население с насиженных земель, загоняли в резервации и пытались навязать ему «просвещённый», цивилизованный образ жизни. Прочитайте нашу предыдущую статью — Прошлое и настоящее США.

Прошлое давно стало историей, однако проблемы США, связанные с коренным населением, не были решены – сегодня демократическое государство ищет новые методы закрытия этих вопросов. Современное Бюро Индейских Дел, по сути, занимается обеспечением добровольной ассимиляцией индейцев, хотя об этом и не принято говорить вслух. Возможности получения образования и престижной, хорошо оплачиваемой работы для индейцев таковы, что молодежи резерваций проще окончить школу и уехать из страны, чтобы хорошо устроиться.

Не нужно, однако, думать, что сами резервации сегодня представляют собой своего рода лагеря времен ГУЛАГа. Уровень жизни в изолированных поселениях значительно выше аналогичного показателя у народов крайнего Севера в России и других ее национальностей, издавна проживающих в стране. В американских резервациях правилом, а не исключением, является высокий уровень медицины, достаточный размер государственных субсидий и весьма неплохие условия жизни. Если говорить об ущемлении прав индейцев относительно прав других жителей США, оно выражается только в том, что возвращение коренного населения для проживания на историческую родину, полная независимость и самостоятельность сегодня по государственным причинам невозможны.

Наблюдатели последних пятидесяти лет отмечают одну общую черту при наблюдении за жизнью в резервациях хопи и других индейских племен в Америке: свободные, самобытные аборигены поставлены в прямую зависимость от бизнеса, который ведут потомки завоевателей их исторической родины. Проще говоря, частный бизнес служит инструментом, при помощи которого на потребностях индейцев, по-прежнему не желающих вписываться в господствующую структуру, делаются немалые деньги. Журналист газеты «Известия» Станислав Кондрашов, побывавший в одной из резерваций навахо в 80 годы 20 века, озвучивает следующую информацию: «Из 150 лавок и торговых мест непосредственно ее обитателям принадлежит всего 40. Продажа спиртного здесь запрещена, в результате чего процветает бизнес нелегальных продавцов, а магазинов, принадлежащих рожденным в племени навахо, нет совсем — зато открыт вход белым торговцам, продающим самые необходимые продукты и вещи втридорога. Многие из жителей резерваций находятся в серьезном долгу перед белыми торговцами – размер долга доходит иногда до 4-6 тысяч долларов».

Условия жизни в резервациях и сегодня не самые плохие, однако население терпит массу невзгод и проблем. По-прежнему основная масса индейцев не желает учить своих детей в стандартизированных американских учебных заведениях, где детям прививают «капиталистическое» мышление. США сегодня всеми силами пропагандирует и на словах поддерживает желание индейцев сохранить самобытность – язык, письменность, традиции и жизненный уклад, — но в школах не существует никаких индивидуальных программ или хотя бы особого подхода к индейцам, естественным образом отличающимся от «цивилизованного» (то есть выросшего в современном американском обществе) человека.

Специалистов разного профиля – от врачей до адвокатов – среди местного населения очень не хватает, и племена порой тратят тысячи долларов на то, чтобы отправить молодого представителя народности на обучение в соответствующее учебное заведение, откуда он, вероятнее всего, не вернется, увлекшись «цивилизованной» жизнью и не желая решать проблемы малой исторической общности. И так во всем – самобытность и цивилизация не могут сосуществовать в среде коренных обитателей Америки, и эта проблема пока не решена.

Замкнутый круг, созданный правящими партиями и персонами Америки в последнее столетие и названный «попыткой решить проблемы коренного населения страны», не размыкается, и разрыв между историческими гражданами США и предками ее пришлых «цивилизованных» миссионеров все время растет. Как дальше будут развиваться события, традиционно покажет время. Однако не зря один известный политолог заявил: иметь в составе своей страны исторически и культурно обособленное население, хотя бы мыслях готовое в любой момент стать сепаратным государством, значит хранить на ее территории бомбу замедленного действия. Стране, претендующей на мировое господство, стоило бы учесть это, обратив хотя бы часть своего внимания на действительное решение собственных внутренних проблем.


Другие материалы раздела
Первая полоса